Споры со страховой компанией по выплатам — достаточно распространённый случай в юридической практике. В результате страхового случая у страховщика появляется обязанность выплатить положенные компенсации, но в итоге рассчитанные суммы оказываются меньше, выплачиваются с задержкой либо вовсе в их предоставлении будет отказано. Причины могут указываться самые разные, и не всегда страховщик добросовестно исполняет возложенные обязательства. Если же решить возникший конфликт в добровольном порядке не удаётся, остаётся одно решение — подать в суд на страховую компанию.
Почему страховая занижает выплаты
Занижение цены страховой выплаты может быть связано с несколькими факторами:
- Неправильное оценивание убытков. Самый распространённый случай. Страховщик может ошибочно оценить размер убытков ниже их реальной величины либо искусственно занизить сумму.
- Неполнота страхового покрытия. Некоторые виды страховки могут иметь ограничения и исключения, которые не покрывают все возможные риски. Часто страховая компания может занизить выплату, если считает, что не весь ущерб причинен в результате страхового случая, либо подпадает под исключение из страхового покрытия.
- Наличие франшизы. Франшиза — это сумма, которую застрахованное лицо должно оплатить самостоятельно при наступлении страхового случая. Если размер убытков меньше франшизы, то компенсация не выплачивается.
- Также возможны случаи, когда страховщик сомневается в законности или реальности убытков. Например, если повреждения автомобиля в результате ДТП не соответствуют механизму аварии.
Как рассчитать страховую выплату
Расчет выплаты зависит от вида страхования и условий договора страхования. Однако, в целом, процесс расчета выглядит следующим образом:
- Застрахованное лицо сообщает о происшествии и предоставляет все подтверждающие документы.
- Проводится осмотр и оценка убытков самими сотрудниками страховой компании или независимыми экспертами.
- На основе проведенной оценки определяется размер выплаты в соответствии с условиями договора страхования и нормами законодательства.
Что делать, если не устраивает сумма выплаты
Первоначально необходимо попробовать урегулировать спор в добровольном порядке.
Изучите все представленные документы и материалы по страховому случаю, уточните у страховщика причины, по которым возник конфликт. Все ответы должны быть задокументированы в бумажном либо электронном виде.
Далее необходимо провести независимую экспертизу (например, при занижении выплат либо отказе). Сделать это можно в любой независимой экспертной организации.
Получив результаты экспертизы, нужно составить письмо-претензию в страховую компанию, приложив к нему результаты экспертизы.
Страховщик может пересмотреть своё решение, но на практике часто оставляет своё решение без изменения.
Если решить спор на данном этапе не получается, оставшийся вариант — взыскание положенных сумм в судебном порядке.
Порядок обращения в суд
Отказ на претензию либо её игнорирование являются основанием для обращения в суд.
Обратиться в суд можно в течение следующих сроков с момента, когда истец узнал о нарушении своих прав:
- Страхование имущества — 2 года.
- Страхование жизни и здоровья, а также ответственности — 3 года.
Иск подаётся по месту регистрации истца, ответчика — страховой компании, либо по месту заключения договора страхования (головного офиса либо филиала).
В зависимости от суммы спора, исковое заявление подаётся мировому судье (сумма взыскания — до 50.000 р) или суд общей юрисдикции.
Если истец является ИП либо представителем юридического лица, споры подсудны арбитражным судам.
Как составить иск
В исковом заявлении необходимо указать следующие сведения:
- название суда;
- реквизиты сторон, которые участвуют в споре;
- описание того, какие права были нарушены, также важно указать, был ли соблюден досудебный порядок урегулирования спора;
- доказательства, обоснования, требований со ссылками на законодательство;
- требования к ответчику;
- перечень документов, которые прилагаются к заявлению.
Какие документы приложить к иску
Для подачи искового заявления в суд необходимо приложить ряд документов. К ним относятся:
- удостоверение личности истца;
- договор страхования;
- документ, подтверждающий наступление страхового случая;
- документы, подтверждающие факты попыток досудебного урегулирования спора;
- заключение эксперта;
- чеки, квитанции, свидетельствующие о сумме расходов на экспертные заключения и прочие затраты;
Порядок судебного разбирательства
Судебные разбирательства могут затянуться на длительный срок, суд может потребовать предоставить дополнительные доказательства.
После рассмотрения представленных доказательств проводятся судебные заседания — предварительное и основное.
В ходе процесса стороны могут прийти к мировому соглашению. Если же договориться не удаётся, суд вынесет решение с учётом всех предоставленных доказательств.
Если одна из сторон не согласна с решением по делу, она имеет право обжаловать его в апелляционном порядке.
Что делать после судебных разбирательств?
Если все стадии суда пройдены, и решение оказалось в пользу истца, то после вынесения решения необходимо получить исполнительный лист. Дальше есть два варианта взыскания установленных сумм:
- Добровольно — обратившись к страховой компании.
- Принудительно — обратившись к судебным приставам либо подав документ в банк, в котором у страховщика открыт расчётный счёт.